Восприятие культурного
наследия в современных
арт-практиках Бразилии
в рамках проекта VULICA BRAZIL
Материал базируется на серии интервью с бразильскими художниками, арт-менеджерами и продюсерами во время визита в Бразилию в рамках проекта VULICA BRAZIL и открытия одноименного института искусств и устойчивого развития в столице страны.
В интервью приняли участие:
  • Danilo Costa
    VULICA BRAZIL Founder & Art manager
  • Kaká Guimarães
    Musician, Producer, Art manager
  • Hyper
    Artist
  • Gramaloka
    Artist
  • Speto
    Artist
  • Mikael Omik
    Artist
  • Toys Daniel
    Artist
  • Norton Ficarelli
    Cultural Manager, Associate Director at Instituto Pedra
Diversity - our main power and source of inspiration
from heritage to contemporary art
Speto: В жизни и в искусстве я очень связан с бразильскими корнями. Это все из-за diversity, которое у нас есть - смешение индейцев, африканцев и европейцев. И через эту смесь мы стараемся выявить лучшее. Можно сказать, что самое лучшее в бразильской культуре - diversity сама по себе. Есть много и теневых сторон Бразилии - но я предпочитаю показывать только светлые. Говоря про нематериальную сторону - следует отметить эмоциональность бразильцев, и тут в проявлении чувств, выражениях нету цензуры: "Эй, я знаю тебя 5 секунд - давай будем друзьями!" Спонтанность и эмоции - важная часть бразильской культуры. И это то, что я пытаюсь показать в моих работах тоже. Но еще, когда я говорю про нематериальную культуру - поскольку мы очень смешанная нация и у поскольку нас нет цензуры - иногда может случится дизреспект некоторых других культур. Когда говорят Культурное наследие - моя первая ассоциация это католики, индейцы и африканцы.

Gramaloka: Мы хотим деколонизировать культуру, показать наследие людей из Африки и индейских племен. через искусство мы стараемся показать эти разные традиции, так как люди мало знают о своих корнях, хотим показать им откуда мы, наши истоки, у нас массивная история, но нам ее не показывают - в школе и тд, через арт мы все это показываем и для нас это не про зарабатывание денег - а про показать людям хорошие вещи.

Данило: Здесь огромное культурное богатство множества разных людей - и проявляется оно в совершенно разных формах: язык, литература, иск-во, танец, перформанс. Все, что мы пытаемся делать сегодня - это совмещать традиции и современный мир. Делать рукопожатие поколений :) Мы также делаем проект в Амазонии с племенем Waiapi, которое признано ЮНЕСКО как объект культурного наследия, и будем делать междисциплинарную коллаборацию с участием писателей, философов, видеомейкеров и промоутеров, целью всего является также помочь им рассказать о себе, так как далеко не все бразильца даже знают об их существовании и признании ЮНЕСКО.
Каka: Из того, что меня вдохновляет - это произведения Серджио Родригеса, также музыканты - Шико Буарки, Жуао Жульберто, африканская и индейская культура, которая в течении столетий пыталась замалчиваться, закрашиваться, стираться из памяти, но очень сильно в корнях в глубине души и в крови у каждого бразильца и которая сейчас начинает выходить наружу и она, например, ответственна за такие достояния как: кулинарные - фейжоада, если о борьбе-танце - капоэйра, и это необходимо не замалчивать, а культивировать. У нас есть исторический долг перед этими народами, которые были истреблены и привлечены к рабству, который мы должны им воздать. Мне 43, я могу сказать, что моя точка отсчета, когда я начал об этом задумываться - это 2000-е гг, когда стал доступен интернет и у бразильцев как и многих других появилась возможность выходить из пузыря, коннектиться друг с другом, понимать и черпать информацию не из школы и университета. Сейчас в свои годы я с позиции белого мужчины, среднего класса, гетеросексуального, могу сказать, что у меня достаточно большая произошла эволюция для меня и моего контекста, я понял и особенности расизма и гомофобии, в чем мы были неправы, как должно быть сейчас, но в то же время и сейчас есть люди, которые отрицают гомофобию и расизм.
Каka: Для меня быть бразильцем сейчас это - гордость за свою страну и себя, я рад что я бразилец - мы очень радушные, теплые и открытые, у нас много праздников, есть карнавал, есть отношения без обязательств и поцелуй в губы ничего не значит, что мы легкие и радушные и легко принимаем других. Также у нас есть много чего показать, богатое наследие. Например, наша Амазония. Но, с другой стороны - иногда мне стыдно быть бразильцем, потому что наши политики буквально угробили страну. Так, нынешнее правительство Болсанару из -за своих некомпетентных действий допустило смерть множества людей в пандемию и на мировом уровне мне стыдно быть бразильцем, и тяжело говорить на эту тему и вообще слезы на глазах...

Omik&Toys: Бразилия - это страна цветов, ярких красок. Но здесь очень большое социальное неравенство и у некоторых слоев не так много возможностей, но бразильцы - это те люди, которые всегда найдут возможность радоваться и быть счастливыми.


historic heritage need of makeover
Speto: Культурное наследие для меня про идентичность. И это есть в моем искусстве. Со временем очень многое меняется - вещи, которые мы учим в школе, что мы видим по телевизору, кино, медиа, но я больше чувствую связь с наивной романтичной стороной культуры, где есть место религии, музыке, традициям, при этом для меня традиция - это настоящая магия в Бразилии, и я конечно за инновации, и когда ты их используешь - ты поддерживаешь традицию живой.

Gramaloka: В моем граффити много растений, шаманизма, знаков и символов. Так через современное искусство и стрит-арт мы высвечиваем важность возвращение людей к корням, к истории, в том числе к природе.

Hyper: Native art, Tribes, roots art - и есть культурное наследие для меня. И мы не показываем такие вещи как самба и футбол, ибо этого мейнстрима полно по телевизору. В моей семье была сильная связь с корнями и нематериальным наследием. Мой дядя нетрадиционный хилер, у него есть знания от растений, как делать ритуал для пользы человеческой природы - это традиция. Ее использует моя семья и я в это верю тоже и практикую. Тематика, которую я рисую - индейцев и их атрибутику - она вся реальная, слегка допереосмысленная в моей голове, но она вся есть. Я учусь, это мои корни - Африка, Америка.
Norton: Основные дефиниции, которые я бы применял в современном понимании культурного наследия, это reservation, communication, community, history, arts, anthropology.
И если приводить удачный пример ревитализации исторического наследия с помощью современных арт-практик, то я приведу пример Vilaitororo - это было заброшенное историческое место, поселение, и вместо реставрации там решили сделать культурный центр, сохраняя конструкции и артефакты, которые там были. Место стало пользоваться большой популярностью у художников, креаторов, и сейчас оно очень востребовано для разного рода активностей, мастер-классов.
Или еще один пример - science fiction Netflix сериал "Invisible city" - но все персонажи и сакральные вещи, традиции - идут из историй местного населения, племен Бразилии. У сериала было много критики тоже, но мне нравится как они связали тему сакрального и современной подачи
.
Самая большая ошибка многих культурных менеджеров, работающих с наследием - это не вовлечение местного сообщества, иногда людей даже не спрашивают об их роли, об их отношении, интерпретации своего наследия. Можно вспомнить негативные примеры, когда зарабатывали на теме "аутентики", но сами носители культуры ничего не получали взамен.

Kaka: У меня музыка была с детства и я любил устраивать праздники всегда (мой первый праздник - пригласил одноклассников к себе в гараж), а еще урбан арт, и даже коллекция постеров, которую я мечтаю развесить, когда появится большой дом. Сейчас я уже 5 лет в Conic (исторический и культурный центр Бразилиа) делаю много музыкальных и социальных ивентов и мне нравится место тем, что оно очень центральное - тут недалеко автовокзал и сюда люди приезжают с периферии, место встречи всех и всего, хотя изначально столица Бразилии строилась на пустом пространстве, где ничего не было и превратился в город для машин и людям здесь достаточно тяжело передвигаться. Бразилиа для меня культурный фьюжн - смешение всех городов и традиций в одном месте. И сейчас тут, в центре Бразилии - в столице мы пытаемся построить свою собственную идентичность города, которая представляла бы всю страну континентальных размеров, потому что Бразилия это страна континентальных размеров.
Street art - art for everybody
Danilo: Бразилия - мультикультурная страна: индейцы, африканцы, европейцы. Но большинство бразильского наследия нематериально - самба, музыка, танец, тот же футбол - формы экспрессии. Но сейчас я рад, что появляется что-то новое в бразильской культуре - это стрит-арт.

Gramaloka: Наш стрит-арт адресован всем людям, но, например, в бедных районах люди более отзывчивые, и мы любим больше рисовать в бедных районах, потому что у людей здесь мало искусства, у них здесь вообще всего мало, возможностей, и мы приходим показать, что они могут сделать что-то (полезное и красивое), это для них как возможность другой оптики на мир.

Hyper: для меня стрит-арт не только взаимодействие с урбан средой - это изменение сознания людей, разговор с ними, как в прямом, так и переносном смысле.

Speto: Наследие становится наследием со временем, вместе с эмпатией и признанием, и уже сейчас я могу сказать, что граффити - это традиция/наследие в Бразилии. Я начал 35 лет назад как граффитист, но ощущение, когда ты делаешь что-то новое - оно лучшее, это прекрасно. Мои работы уже могут быть также отнесены к наследию)) ибо когда у тебя есть страсть к чему-то, люди будут узнавать эту страсть еще долго, также как и смелость делать что-то новое. Нужно много веры в то, что ты делаешь. Может быть сложно, но если ты реально горишь своим делом, тебе и не особо нужно признание, потому что это твое ежедневное занятие - ты встаешь с этой мыслью и всегда знаешь, что делал вчера, сегодня, что будешь делать завтра. ////// Я думаю, что граффити - само по себе отличное медиа, соц медиа, я также работаю с НГО, которые реализуют общественно-важные проекты. Но самый главный вклад - это мой арт, и именно граффити - это donation для каждого, граффити доступно всем для восприятия.

Omik&Toys: Стараемся больше рисовать на улице и не под заказ - потому что так мы больше чувствуем, что поднимаем важные социальные вопросы, и когда рисуем - используем яркие цвета, наш основной посыл - это транслировать счастье людям. И из одна из основных тем, которые мы поднимаем - это проблемы бездомных и тех, кто социально ущемлен.
Do it yourself, Do whatever you can, try not to prejudge
Danilo: наша основная аудитория - молодые артисты, 15-50 лет.
Основной посыл - "Do it yourself, do whatever you can, freedom of expression, widening of the public space, try not to prejudge!"
Бразилиа - город экспериментов, здесь unique interface between public and private. То, что мы пытаемся здесь привнести в Conic, которое само по себе историческое место, здание - это некоторую активность, искусство и поддерживать молодых художников тем самым.
Make Conic great again!
Кака: Мое прошлое таково, что я из обеспеченной семьи адвокатов высокого класса и я тоже поступил на право, но бросил. Мне была противна банальная жизнь и я искал что-то органичное и сперва организовывал ивенты для среднего класс, но потом понял, что это не то, и я выбрал это место - Conic. Он представляет собой смесь движений/течений разных людей - тут много бездомных, негров, геев, маргинализированных представителей общества. И мне кажется, что люди еще не поняли ценность этого места, что в течении 20 лет это будет такой культурный котел, который выльется в новую культурную идентичность города. Именно поэтому я здесь, чтобы привлечь как можно больше таких людей - здесь уже есть балет, рок, много разных течений, которые, казалось бы, антагонистичные, но они уживаются, есть пространство для всех. Я хочу показать людям, что это очень важное место и вместе мы можем делать новую культурную идентичность, интегрируя маргинализированные слои общества тоже.
Kaka: Моя роль - роль моста, соединяющего коллективы, которые приходят сюда делать ивенты. Сегодня я работаю с диджеями, урбан артистами, классическими музыкантами, оперой, театром, с разными коллективами. За последние 5 лет у нас было больше 5000 представлений, но это закончилось из-за пандемии. Я тут делаю все - от праздников БДСМ до фанка, который с периферии, для очень богатых и очень бедных, есть праздники, где все голые и занимаются сексом, много музыкальных ивентов. Самба, есть мероприятия на 300 людей, а есть на 3000 человек. Когда мне стукнуло 30 лет я начал задумываться (возможно, это синдром Питера Пена) - занимаюсь ли я чем-то важным, когда в стране происходят такие критичные политические события - страна разваливается, а я тут музыкальными ивентами развлекаюсь, может надо заняться чем-то серьезным? но потом я изменил майндсет и понял, что именно моя деятельность - это эскейп для людей, что именно в этом они могут отвлечься и отдохнуть и понял, что я на правильном пути. В своей культ менеджерской деятельности я транслирую уважение друг к другу, разнообразие. Андеграундная культура - я думаю это органическое движение, тут есть душа, в мейнстриме все хотят работать за деньги, а я знаю, что здесь никогда не разбогатею, и хоть это денег не приносит, сейчас мне 43, и пускай мне будет 80 или 90, я знаю, что для меня это правильно. Например, во время ивента для черных женщин, который назывался афро-латино, была круговая беседа и в ней участвовал черный мужчина из Кабо Верде - он поднял руку и сказал - я не согласен, что еще есть расизм в современном мире - вы можете привести пример? одна черная женщина ответила: "попытайтесь зайти в любом шоппинг центре в дорогой магазин будучи черной женщиной и вы заметите как охранник будет на вас смотреть - это не происходит с белыми женщинами. Черная женщина, бразильянка - является самой маргинализированной в бразильском обществе" - рассказала тому мужчине что такое расизм и это очень тронуло.
Vision of the future
"Art will save us or we could collapse"
Gramaloka: Мир на гране коллапса. Но, с другой стороны, есть шанс случиться чему-то новому, быть больше в коннекте с собой и своими семьями и землей, ибо мы слишком оторвались от этого всего, а сейчас люди начинают искать все эти вещи, менять свой разум, но даже если коллапс случиться, я верю в новое поколение людей. Земля имеет связь с сознанием людей, и земля чувствует боль, но ведь изначально люди пришли за любовью, а сейчас занимаются делами, которые не имеют смысла. Поэтому надежда на новое поколение, новую энергию, я смотрю сейчас дети делают вещи, о которых ты в своем детстве и не догадывался, то есть вещи реально меняются с поколениями.

Kaka: Бразилия должна вернуться к левому правительству, так как оно более прогрессивное, у Бразилии было много заслуг на международной арене и продвижения в социальной, культурной сфере, социальной инклюзии тоже, все самые крутые соц-культ проекты были при левом правительстве.
Сейчас как местное правительство, так и федеральное - ультраправое, а я себя ассоциирую с лево-либеральными, ведь консерваторы не любят любые развлечения, когда люди веселятся танцуют, целуются, для них это все неприемлемо, аморально, они хотят все запретить. Мой друг открыл бар на южном крыле (элитный район Бразилиа) но я отказался участвовать, так как там очень консервативные люди и они постоянно жалуются на музыку, что там курят, занимаются любовью, постоянно много проблем - я в такое не ввязываюсь и стараюсь оставаться в нейтральном месте.

Danilo: "Trust to the future by the opening this new place" Я думаю после пандемии люди будут голодные к искусству, люди много находились заперты дома, одни, изолированы - и это заставило людей думать, начали больше ценить культуру - иначе бы не пережили пандемию без музыки, кино, всего этого креативного контента - это всем показало значимость культурных продуктов для общества, особенно в трудные периоды, как сейчас.
В материале использованы фото авторства: Leonardo Hladczuk, Samuel Alves, Kaka Guimaraes, Bernhard J. Smid, Hyper, Gramaloka, Danilo Costa, Mila Kotka, Omik&Toys, Iryna Lukashenka.
Made on
Tilda